МБОУ "Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского"
Смоленская область, город Смоленск
  • ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

    Итоговое сочинение (изложение)

    Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление на участие в итоговом сочинении (изложении), согласие на обработку персональных данных и предъявляют следующие документы:

    - Документ, удостоверяющий личность,

    - Копию заключения ЦПМПК и/или оригинал справки по инвалидности (при наличии) для организации специальных условий при ,

    - Проведении итогового сочинения (изложения),

    - СНИЛС (при наличии).,

    - Образцы заявлений

    Для обучающихся:

    - Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении).
    - Согласия на обработку персональных данных:
    - Образец согласия на обработку персональных данных.
    - Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) (для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей) под роспись).

    Итоговое сочинение (изложение)

    Информация о сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения) в Смоленской области в 2023/2024 учебном году

    Дата проведения итогового сочинения (изложения) Сроки подвчи заявления для участия в итоговом сочинении (изложении)
    06.12.2023 до 22.11.2023
    07.02.2024 до 24.01.2024
    10.04.2024 до 27.03.2024

    Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление в МБОУ "Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского" на участие в итоговом сочинении (изложении), согласие на обработку персональных данных и предъявляют следующие документы

    • документ, удостоверяющий личность
    • копию заключения ЦПМПК и/или оригинал справки по инвалидности (при наличии) для организации специальных условий при проведении итогового сочинения (изложения)
    • СНИЛС (при наличии)

    Особенности итогового сочинения (изложения)

    1.1. Итоговое сочинение

    Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера (-ов) из литературного материала.

    Ниже представлена структура (названия разделов и подразделов) и комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения.

    Структура закрытого банка тем итогового сочинения 

       Разделы и подразделы 

    1

    Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека  

    1.1.

    Внутренний мир человека и его личностные качества

    1.2.

    Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

    1.3.

    Познание человеком самого себя

    1.4.

    Свобода человека и ее ограничения

    2

    Семья, общество, Отечество в жизни человека 

    2.1.

    Семья, род; семейные ценности и традиции

    2.2.

    Человек и общество

    2.3. 

    Родина, государство, гражданская позиция человека

    3

    Природа и культура в жизни человека

    3.1. 

    Природа и человек

    3.2.

    Наука и человек

    3.3.

    Искусство и человек

    3.4.

    Язык и языковая личность

    Комментарии к разделам закрытого банка  тем итогового сочинения

    Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

    Темы раздела:

    - связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; 

    - нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

    - касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном, поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

    - позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;

    - побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. 

    Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

    Темы раздела:

    - связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;

    - нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;

    - касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;

    - позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;

    - побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

    Раздел 3. Природа и культура в жизни человека Темы раздела:

    - связаны     с     философскими,     социальными,      этическими,      эстетическими проблемами, вопросами экологии;

    - нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре; 

    - касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);

    - позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей; 

    - побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека. 

    Каждый комплект включает шесть тем – по две темы из каждого раздела банка:

    Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

    Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека». Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

    Комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.

    При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования.

    Темы для итогового сочинения должны:

    соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;

    соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

    соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);

    нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

    соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному  на написание сочинения (3 ч 55 мин.); быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

    Темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведен образец комплекта тем.

    Номер темы

    Тема

    111

    Какую жизненную цель можно назвать благородной?

    201

    Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?

    304

    Как становятся героями на войне?

    405

    Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений?

    509

    Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?

    602

    Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них?

    Темы привязаны к определенным разделам и подразделам банка, но сочинение участника может быть написано так, что по содержанию оно окажется ближе другому разделу. Участник вправе выбирать свой ракурс раскрытия темы, который может совпасть или не совпасть с комментариями к разделу, в рамках которого сформулирована тема. Например, рассуждая на тему «Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?» (тема прикреплена к разделу 1) участник может выйти на проблематику раздела 2 и рассмотреть связь указанных понятий в ракурсе семейных или общественных ценностей. Рассуждая о чести и совести, участник вправе писать об ответственности человека науки, о научной совести (см. комментарий к разделу 3).

    Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки) каждый комплект сопровождается инструкцией для участников итогового сочинения.

    1.2. Итоговое изложение

    Итоговое изложение проводится с использованием текстов из открытого банка текстов для итогового изложения (далее – банк изложений). Банк изложений создан в целях проведения итогового изложения и создания благоприятных условий для подготовки к нему.

    Банк изложений размещается в открытом доступе на официальном сайте ФГБНУ «ФИПИ».

    В банк изложений включены тексты отечественных авторов, разработанные в 2014-2023 годах. Тексты распределены по трем разделам с учетом их содержательнотематической направленности.

    Раздел 1. Нравственные ценности

    Включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в них поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями.

    Раздел 2. Мир природы

    Включены тексты о красоте окружающего мира, поводках животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку.

    Раздел 3. События истории

    Включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу.

    Тексты для итогового изложения отобраны из произведений отечественных авторов. 

    Текст для итогового изложения не превышает объем 300 – 380 слов и соответствует определенным требованиям. Текст должен:

    - обладать смысловой завершенностью (как правило, это фрагмент литературного произведения, адаптированный под задачу);

    - быть повествовательным, обладать ярко выраженным сюжетом (описание и рассуждение не должно доминировать;

    - текст не должен содержать развернутых диалогов и монологов, допускается несколько реплик);

    - быть понятным для обучающихся с ОВЗ (текст должен быть написан в привычном стиле с опорой на несложный синтаксис, включать минимум слов со значением звука, с переносным значением);

    - соответствовать возрастным особенностям выпускников (текст не должен быть слишком сложным или излишне примитивным, не должен строиться на сказочных или фантастических сюжетах);

    - обладать воспитательным потенциалом: содействовать формированию у обучающихся позитивных жизненных ориентиров;

    - быть корректным и адекватным ситуации контроля (текст не должен дискриминировать участников с ОВЗ, содержать психологически травмирующие натуралистические подробности, быть ироничным).

    Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к изложению (параметры оценки) каждый комплект сопровождается инструкцией для участников итогового изложения

    Остаются неизменными порядок, процедура проведения и критерии оценивания итогового сочинения, включая формирование комплектов в режиме конфиденциальности для каждого часового пояса отдельно и их открытие за 15 минут до начала итогового сочинения. Итоговое сочинение сохраняет литературоцентричный и надпредметный характер.

    Данные решения приняты Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством ректора ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького» А.Н. Варламова. Отказ от открытых тематических направлений обоснован многолетними исследованиями, включающими выборочную перепроверку итоговых сочинений и результатами ежегодного анкетирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

    Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет    3 часа 55 минут (235 минут).

    В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей бланков и др.), а также на перенос ассистентом в стандартные бланки записи итогового сочинения (изложения), выполненного слепыми и слабовидящими участниками итогового сочинения (изложения) в специально предусмотренных тетрадях, выполненного в бланках итогового сочинения (изложения) увеличенного размера, итогового сочинения (изложения), выполненного на компьютере, устных итоговых сочинений (изложений) из аудиозаписей.

    Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, в том числе лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях, участников итогового сочинения (изложения) – детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. 

    При продолжительности итогового сочинения (изложения) более четырех часов организуется питание участников итогового сочинения (изложения) в порядке, определенном ОИВ. 

    Найдено: 14

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie